|
|
|
Decision Support Systems. Theory and Practice (DSS 2007) |
All 6 messages.
|
Participator of the conference: |
Косс Виталий Анатольевич, e-mail:v_koss[at]immsp.kiev.ua |
Authors: |
В.А. Косс |
Title of report: |
СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕРСОНАЛА В СППР |
| | | |
Виталий Вишневский, ИПММС | 262 |
| Виталий Анатольевич! Без сомнения, Вы затрагиваете в своем докладе весьма болезненные темы проектирования СППР. ВЕдь дело в том, что всегда действовал принцип "Заказчик всегда прав, а если он не прав, то смотри п.1". Не могли бы Вы: 1. Привести пример правильно сформулированной, на Ваш взгляд, цели проекта по внедрению СППР (АСУ)? 2. Как, на Ваш взгляд, должна оцениваться эффективность проекта по внедрению СППР? |
| | |
|
Косс Виталий, Институт проблем математических машин и систем НАН Украины, Киев, Украина | 263 |
Наибольший прирост эффективности управления по критерию реализации предназначения (целевой функции) объекта могут дать: 1) системная полнота, непротиворечивость, своевременность (актуальность)информации управления (моя статья в журнале ММС №1-2007). В формуле цели проекта можно указать уровень определенности информации, который реально следует достигнуть; 2)синхронизация и прозрачность реализации персоналом своих полномочий. С этой позиции в формулу цели можно включить достижение процедурной и временной синхронизации функционирования персонала, в т.ч. и за счет технологий, обеспечивающих прозрачность. Процедурная синхронизация рассматривалась в моих докладах на предыдущих конференциях, они доступны и сейчас. Показателем рассинхронизации могут служить факты запаздывания (невыполнения) текущих заданий. Эффективность проекта на разных этапах оценивают: заказчик, разработчик, независимый эксперт (системный интегратор, генеральный конструктор и т.п.). Оценку эксперты могут давать по критерию достижения цели проекта, но это будет работать, если целью проекта являются реальные системные требования, а не латентные цели участников, прикрытые формулой безликого "повышения эффективности управления". |
|
|
| | | |
Мария Рагульская, ИЗМИРАН,Россия | 340 |
| Виталий Анатольевич,спасибо за крайне интересный и многоплановый доклад!Если позволите,полувопрос -полупредложение: в современной синергетике при рассмотрении любых информационных процессов постулируется принцип "чтобы достичь нужного решения, каждый раз нужно сознательно чуть-чуть ошибаться для компенсации принципиально неустранимых шумовых флуктцаций внешней среды и возможности генерации принципиально новой информации". Не кажется ли Вам,что в блок: "Для достижения наибольшей степени однозначности восприятия персоналом информации управления в СППР необходимо учитывать его системные потребности, выражающиеся в пропорциях соотношении символьного (75%) и логического языка управления (25%), а также в пропорции соотношений внутри логического языка: СИГНАЛ (45%), КОМАНДА (30%), ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ (15%), НЕФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ (10%)." - стоит с этой целью сознательно добавить 3-4% внешней шумовой ошибки? |
| | |
|
Косс Виталий, Институт проблем математических машин и систем НАН Украины, Киев, Украина | 341 |
Спасибо за оценку. В "Золотом теленке" гражданин Корейко делал сабе состояние на допустимых шумовых ошибках в 4%. В процедурах мониторинга в идеале неопределенности не должно быть. Хотя реалии жизни показывают, что Эзоп был прав:"Нет ничего столь совершенного, чтобы быть свободным от всяких упраеков". Когда мне доводилось получать ракету для стрельбы на полигоне, мастера говорили: "Ставь 3 литра спирта и допуски на параметры ракеты будут около нуля, а не поставишь, то они будут на другом краю допустимых значений. Тебе ведь ею нужно сбить мишень?" Для достижения внутренней устойчивости системы следует бороться с неопределенностью пока это возможно. Для обеспечения взаимодействия со средой условия неопределенности возрастают объективно за счет того, что мониторинг среды это серьезные непроизводительные затраты, которые не каждый может себе позволить. В этих процедурах 4% можно считать великолепным результатом. Во взаимодействии с вышестоящей организацией неопределенность еще больше может возрастать. Начальство не любит отчитываться перед подчиненными и не поощряет, когда "суют нос не в свои дела". Для снижения неорпеделенности на этом уровне необходимо устранять влияние латентных целей персонала. Исходя из вашего доклада 4% - это системная флуктуация неопределенности. Исходя из моего доклада - эта флуктуация может быть отодвинута средствами СППР так далеко, на сколько позволят средства объективного мониторинга среды. С предложением добавлять 4% соглашусь, если мониторинг вести по методикам измерений, принятым в метрологии. А вот в докладах Я.Крохина и З.Козаневич на этой конференции предлагается методология фактометрии, которая устраняет системные погрешности измерений. |
|
|
| | | |
Мария Рагульская, ИЗМИРАН, Россия | 344 |
| Виталий Анатольевич, я немного о другом!В любой системе управления возможно 2 чистых типа управления: 1."Башня" - Жесткое иерархическое управление по вертикали (которое Вы и рассматриваете,при котором нижестоящие уровни не имеют возможности варьировать и оптимизировать достижение общей цели без прямого указания вышестоящих уровней иерархии). 2. "Сеть" -Распределенное управление равнозначных участников процесса. Также возможны переходные варианты смешанного типа с различным удельным весом описанных вариантов. Тип "башни" оптимален по скорости реагирования в экстремальных условиях внешнего моновоздействия на начальных этапах, однако более энергозатратен,и начиная с некоторого уровня возрастания внешней амплитуды воздействия разрушается без восстановления структуры.Энергозатратность системы усиливается необходимостью передачи задач,нерешенных на нижнем уровне из-за жесткой регламентации команд(даже в случае,если для их решения все необходимое есть на месте),на более высокий уровень,отработки их там и спуска указаний вниз. Во многих подобных случаях возможно затратное "зацикливание" системы с использованием ресурсов не на решение поставленной задачи,а на обеспечение "самообщения и самоудовлетворения".Тип "сети" обладает всеми достоинствами и недостатками "демократии,иногда переходящей в анархию",однако малозатратен и практически неуничтожим.Возможность перехода с одного типа на другой в рамках управления одной системой ,как правило,осуществляется именно ЗА СЧЕТ ВВЕДЕНИЯ НЕПРЕДЕЛЕННОСТИ в командное управления. В лингвистике такую роль игает нежесткий порядок слов, фразеологические обороты,условные предложения и т.д. При отсутствии "неопределенности" языка он воспринимается,как искусственный и мертвый (например,язык юридических документов). В трактовании законов подобную роль играет формулировка "все,что не запрещено,то разрешено" в отличие от жестко-иерархичной и слабо работающей "все,что не разрешено - запрещено". В социуме в целом "..дурость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения". Таким образом,если отодвинуть "флуктуацию неопределенности так далеко,как только возможно",то Вы лишите систему возможности самоорганизации! Результатом будет возрастающая энерго - и ресурсозатратность и конечная неработоспособность системы в целом. Т.е. исключительно по афоризму Черномырдина:"Хотели,как лучше,а получилось -как всегда!" |
| | |
|
Косс Виталий, Институт проблем математических машин и систем НАН Украины, Киев, Украина | 345 |
Мария Валерьевна, ваши вопросы очень интересны и создают возможность посмотреть на мой доклад еще и со стороны процесса создания и управления антропогенными системами. Однако конференция обуславливает рассматривать вопросы автоматизации управления существующими системами. Основу заказов для проетков СППР составляют государственные и муниципальные органы управления, а они такие, какие есть. Их следует проектировать по тем правилам, которые вы упоминаете, но никто этого не делает. Чиновники плодят себе подобные структуры без всяких научных обоснований. Я насчитываю в иерархии некоторых министерств от 9 до 11 уровней органов управления. Естественно, что после четвертого уровня "верхи" не знают, а "низы" не хотят знать друг о друге. Мы посвятили свои исследования вопросу "как средствами технологии СППР поставить чиновников в такие рамки, чтобы их "человеческий" фактор, вносящий самые большие искажения в информацию управления, минимизировать. Оптимизация управления не возможна без изменения существующей модели управления организационных систем на модель, о которой вы упоминаете. Но это уже задача более высокого порядка. Для ее реализации нужен единый "генеральный конструктор" в государстве. А их, как вы знаете, бывает только два типа: 1)конструктор, нацеленный на реализацию предназначения (ветвь реннесанса) и 2)конструктор, нацеленный на реализацию самоорганизации (ветвь деградации. |
|
|
|
| | |
|
| |
© ATS Ukraine 2005
| | |
|
|