Russian version
Login:
Password:
Decision Support Systems.Theory and Practice(DSS2015)

All 11 messages.
Participator
of the conference:
Косс Виталий Анатольевич, e-mail:vkoss[at]ukr.net
Authors: В.А. Косс
Title of
report:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СППР ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вишневский В.В., ИПММС НАНУ1777
Виталий Анатольевич! Очень многоплановый и сложный для технического специалиста доклад! Скептик сразу может сделать вывод, что раз страна не смогла внятно сформулировать свое предназначение, то и заниматься СППР преждевременно! Между тем, мы с разным успехом, конечно, но все же что-то за 10 лет смогли продвинуть в этой части. Надеюсь, этропия от нашей деятельности немного уменьшилась :). Все же хочу задать вопрос. Предлагаемые в Ваших статьях циклы есть некий не достижимый идеал. Может ли на Ваш взгляд существовать примеры управления, если цикл всегда будет разомкнут? В некоторых технических системах такие примеры есть.
Косс Виталий Анатольевич, , Киев1790
Quote
Виталий Анатольевич! Очень многоплановый и сложный для технического специалиста доклад! Скептик сразу может сделать вывод, что раз страна не смогла внятно сформулировать свое предназначение, то и заниматься СППР преждевременно! Между тем, мы с разным успехом, конечно, но все же что-то за 10 лет смогли продвинуть в этой части. Надеюсь, этропия от нашей деятельности немного уменьшилась :). Все же хочу задать вопрос. Предлагаемые в Ваших статьях циклы есть некий не достижимый идеал. Может ли на Ваш взгляд существовать примеры управления, если цикл всегда будет разомкнут? В некоторых технических системах такие примеры есть.

Если цикл всегда будет разомкнут, то это означает, что система управления не контролирует результаты деятельности объекта управления. Например, человек делает другому человеку управляющий стимул: «Осторожно, не наступи в лужу». А дальше проходит мимо, ему все равно как поступит объект его стимула. Часто такая ситуация возникает в практике госуправления, когда принимаются законы или формируются программы реформ под давлением внешних факторов (например Евросоюза), а реально представителям власти они не нужны или мешают. Такие управляющие стимулы издают и тут же о них забывают. Хотя дальнейшие события вынуждают отчитаться о проделанной работе, но это будет потом…

А скептикам ответ будет такой – не могу же я писать доклад о том как обойтись без предназначения государства. Мы уже 20 лет обходимся и к чему хорошему пришли? Потому и стали командные пункты называть ситуационными центрами, потому что кроме выживания другого предназначения у государства нет. А выживание нуждается в кризисном управлении.


Вишневский Виталий Вячеславович, ИПММС, Киев1797
Quote
Если цикл всегда будет разомкнут, то это означает, что система управления не контролирует результаты деятельности объекта управления. Например, человек делает другому человеку управляющий стимул: «Осторожно, не наступи в лужу». А дальше проходит мимо, ему все равно как поступит объект его стимула. Часто такая ситуация возникает в практике госуправления, когда принимаются законы или формируются программы реформ под давлением внешних факторов (например Евросоюза), а реально представителям власти они не нужны или мешают. Такие управляющие стимулы издают и тут же о них забывают. Хотя дальнейшие события вынуждают отчитаться о проделанной работе, но это будет потом…
Раз здесь уже есть пример, то давайте уточним на примере. Существуют ли такие процессы, где внешние обратные связи не обязательны? Наверное такие процессы есть. Например, у меня есть любимый рецепт приготовления кофе по восточному. Я знаю, что нужно делать с водой, сколько класть кофе и сколько его держать на огне. Все обратные связи внутри процесса и построены на знании физических законов. Если эта процедура будет реализована в рыночных условиях в кафе, то регулировать качество процесса будет еще и сам рынок. Где хорошо варят - люди в очереди стоят, где плохо - не стоят. Цикл управления процессом как таковой разомкнут. Или я не прав?:):)
Косс Виталий Анатольевич, , Киев1826
Quote
Quote
Если цикл всегда будет разомкнут, то это означает, что система управления не контролирует результаты деятельности объекта управления. Например, человек делает другому человеку управляющий стимул: «Осторожно, не наступи в лужу». А дальше проходит мимо, ему все равно как поступит объект его стимула. Часто такая ситуация возникает в практике госуправления, когда принимаются законы или формируются программы реформ под давлением внешних факторов (например Евросоюза), а реально представителям власти они не нужны или мешают. Такие управляющие стимулы издают и тут же о них забывают. Хотя дальнейшие события вынуждают отчитаться о проделанной работе, но это будет потом…
Раз здесь уже есть пример, то давайте уточним на примере. Существуют ли такие процессы, где внешние обратные связи не обязательны? Наверное такие процессы есть. Например, у меня есть любимый рецепт приготовления кофе по восточному. Я знаю, что нужно делать с водой, сколько класть кофе и сколько его держать на огне. Все обратные связи внутри процесса и построены на знании физических законов. Если эта процедура будет реализована в рыночных условиях в кафе, то регулировать качество процесса будет еще и сам рынок. Где хорошо варят - люди в очереди стоят, где плохо - не стоят. Цикл управления процессом как таковой разомкнут. Или я не прав?:):)

Виталий, Вячеславович, спасибо. Ваш вопрос позволил увидеть ограничения в восприятии идей моего доклада. Попробуем выяснить - что означает «внешние обратные связи»?

Если мы обсуждаем конкретный Цикл процедур принятия решения должностным лицом в рамках его полномочий, то следует четко очертить рамки предмета обсуждения:

1) Цикл процедур очерчивает набор информации, которую СППР должна предоставить должностному лицу, для поддержки его функционирования. Суть поддержки: средствами кибернетики свести к минимуму человеческий фактор ошибок в принятии решения. Последствия поддержки – приближение качества функционирования персонала к идеалу, который обеспечивает полное соответствие системы управления потребностям эффективного функционирования объекта управления. Может ли такой цикл быть разорванным? Нет, в нем тогда нет никакой потребности, поскольку он не влияет на качество функционирования объекта.

2) Цикл процедур соответствует по структуре идеальному процессу мышления при принятии намеренного решения человеком в реализации конкретной задачи. Может ли человек мыслить иначе? Может. Находясь на рабочем месте он может мечтать, мысленно спорить с женой, ругаться с начальником и т.п., но это не имеет отношения к принятию решения. Человек попросту может быть необученным мыслить в строгом соответствии с Циклом, для него процесс принятия решения спонтанный, интуитивный. Это фактически и есть разрыв во внутреннем цикле мышления человека, когда посторонние ассоциации уводят его от принятия решений в моменте. В армии с этим борются, специально обучают командиров придерживаться процедур Цикла. От правильности и полноты принятого командиром решения зависят жизни солдат и практическое выполнение поставленной задачи. Задача СППР – возвращать персонал от бесплодных мечтаний к решению задачи управления. В этом суть возможности кибернетики препятствовать увеличению энтропии. Но во внутреннем Цикле сотрудника нет никаких «внешних обратных связей». Любой внешний стимул есть лишь дополнительной информацией для внутреннего замкнутого Цикла.

3) Ограничивается ли СППР реализацией поддержки в Циклах процедур принятия решений? Если принять во внимание, что СППР поддерживает все уровни принятия решений: стратегический, тактический, оперативный и при необходимости – кризисный, то каждый уровень управления также описывается набором информации по структуре процедур Цикла, только на другом уровне агрегации и с другой формулой задачи.  В оперативном уровне задача – выполнить дневное задание. В тактическом уровне – выполнить месячную норму. В стратегическом уровне – обеспечить заданную рентабельность при соблюдении заданной устойчивости.  Поскольку процедуры Цикла охватывают все системные аспекты деятельности объекта управления (взаимодействие с материнской системой, другими объектами и средой, синхронизацию внутренних процессов, реализацию предназначения и устойчивости на всех уровнях задач управления), то они полно описываю потребности объекта управления и являются необходимыми и достаточными. Стоит ли вести речь о «внешних обратных связях»? Внешние стимулы для оперативного уровня становятся внутренними на тактическом и стратегическом уровне и безусловно учитываются СППР при поддержке решения. Стоит ли вести речь о разорванном цикле? Задача СППР не дать его разорвать.
Вишневский Виталий Вячеславович, ИПММС, Киев1827
Quote
Quote
Поскольку процедуры Цикла охватывают все системные аспекты деятельности объекта управления (взаимодействие с материнской системой, другими объектами и средой, синхронизацию внутренних процессов, реализацию предназначения и устойчивости на всех уровнях задач управления), то они полно описываю потребности объекта управления и являются необходимыми и достаточными. Стоит ли вести речь о «внешних обратных связях»? Внешние стимулы для оперативного уровня становятся внутренними на тактическом и стратегическом уровне и безусловно учитываются СППР при поддержке решения. Стоит ли вести речь о разорванном цикле? Задача СППР не дать его разорвать.
Виталий Анатольевич, хотелось бы тогда еще уточнить  Ваше мнение по такому вопросу. Вполне очевидно, что практически все управленческие цепочки в области государственного управления сейчас разомкнуты. Причем и на стратегическом, и на оперативном, и даже на тактическом уровне. Как же тогда катится "этот корабль государства"? Ведь были периоды, когда даже большой прирост ВВП демонстрировался! Такое впечатление, что у нас все процессы "вопреки теории"! :). Может это и есть наша великая Миссия? :):)
Косс Виталий Анатольевич, , Киев1829
Quote
Quote
Quote
Поскольку процедуры Цикла охватывают все системные аспекты деятельности объекта управления (взаимодействие с материнской системой, другими объектами и средой, синхронизацию внутренних процессов, реализацию предназначения и устойчивости на всех уровнях задач управления), то они полно описываю потребности объекта управления и являются необходимыми и достаточными. Стоит ли вести речь о «внешних обратных связях»? Внешние стимулы для оперативного уровня становятся внутренними на тактическом и стратегическом уровне и безусловно учитываются СППР при поддержке решения. Стоит ли вести речь о разорванном цикле? Задача СППР не дать его разорвать.
Виталий Анатольевич, хотелось бы тогда еще уточнить  Ваше мнение по такому вопросу. Вполне очевидно, что практически все управленческие цепочки в области государственного управления сейчас разомкнуты. Причем и на стратегическом, и на оперативном, и даже на тактическом уровне. Как же тогда катится "этот корабль государства"? Ведь были периоды, когда даже большой прирост ВВП демонстрировался! Такое впечатление, что у нас все процессы "вопреки теории"! :). Может это и есть наша великая Миссия? :):)

Виталий Вячеславович, у меня нет объективных данных для проверки ваших утверждений о большом приросте ВВП. Если бы сейчас у власти оставался Янукович, мы тоже читали и слушали бы сообщения о приросте ВВП, даже не сомневаюсь в этом. Нынешние реляции о провале экономики перед выборами станут снова победными, причем мы точно будем знать, кто эту победу обеспечил, а кто проваливает. Статистические отчеты покажут, что ВВП вырос в сравнении с 2013 годом, а в сравнении с 1913 годом стал грандиозным. Большая часть Украины живет на территории, где доминирует природный ВИРУС ЛЖИ. Можно взять за основу миссии Украины, "вопреки теории", – содействие и поклонение этому вирусу (данным статистики). А можно взять за основу миссии украинцев – научиться видеть этот вирус и его проявления, загнать его в пустующие шахты Донбасса и не дать ему выхода на поверхность (уничтожить статистические методы анализа в процедурах управления). Этот вирус сейчас правит всем миром. Кто-то же должен начать ему противодействовать. 


Сёмик Анатолий Павлович, ИПММС НАНУ, Киев1894

Виталий Анатольевич! Несколько вопросов по рис.1

 

1. В статье [1] в позиции №1 цикла управления указано «Функции», а не «Полномочия». Как понимать это изменение?

 

2. В позиции 3 есть планирование реализации задачи, а где и когда она, собственно решается? Кстати в статье [1] в этой позиции указано «Процедуры проектирования, долгосрочного и текущего планирования».

 

3. Если я правильно понимаю, то цикл управления заключается в том, что последующая процедура начинает выполнятся только после завершения предыдущей.

 Если это правильно, то с момента начала «мониторинга» (п.7) «управление деятельностью» (п.6) завершается?

 

4. Теперь перейдем к позициям 7 и 8. Если под словом «организация БД» понимать «создание БД», то возникает вопрос, а куда собственно поступают данные мониторинга (позиция 7)?  

Косс Виталий Анатольевич, , Киев1915
Quote

Виталий Анатольевич! Несколько вопросов по рис.1

 

1. В статье [1] в позиции №1 цикла управления указано «Функции», а не «Полномочия». Как понимать это изменение?

 

2. В позиции 3 есть планирование реализации задачи, а где и когда она, собственно решается? Кстати в статье [1] в этой позиции указано «Процедуры проектирования, долгосрочного и текущего планирования».

 

3. Если я правильно понимаю, то цикл управления заключается в том, что последующая процедура начинает выполнятся только после завершения предыдущей.

 Если это правильно, то с момента начала «мониторинга» (п.7) «управление деятельностью» (п.6) завершается?

 

4. Теперь перейдем к позициям 7 и 8. Если под словом «организация БД» понимать «создание БД», то возникает вопрос, а куда собственно поступают данные мониторинга (позиция 7)?  


Анатолий Павлович, спасибо за вопросы. Вы первый, кого заинтересовали процедуры в описанном цикле управления. Действительно, в разных статьях я менял некоторые формулировки названий процедур. Это недостаток моей работы для формального ее восприятия. Это достоинство моей работы для неформального ее восприятия. Функции и Полномочия это синонимы. Хотите знать почему? Постарайтесь не формально сравнить их, а в контексте написанного материала При принятии решения по реализации полученного задания неизбежно происходит реализация процедур проектирования и планирования. Человек просто вынужден оценить ресурс, которым он владеет и придумать регламент его применения для решения поставленной задачи. В армейских задачах это называется "рекогносцировка", в конструкторском проектировании решается только часть задачи и это называется "проектированием". В организации исполнения задачи это называется планированием. Данная процедура СЛОЖНАЯ. Она строится по правилу рекурсии с общим строем процедур цикла управления. В некоторых своих статьях я на это указывал. Долгосрочность этой процедуры зависит от цикла управления, а их три: стратегический, тактический, оперативный. Последовательность исполнения процедур важна только для их исполнителя. Персонал в своей деятельности не сможет реализовать задание, пока не сосредоточит выделенный ресурс в заданном пространстве и не назначит ему необходимый регламент исполнения задачи. Для СППР это не важно, важно ежеминутно поддержать функционера необходимой и достоверной информацией. Важно предложить ему вариант решения задания, а как он этим предложением распорядится - это его проблема. В СППР все это будет зафиксировано. Для программиста важна терминология, чтобы понимать друг друга. Для конструктора-проектировщика это второстепенно. Давайте назовем то место, куда персонал (приборы) отсылает свои доклады о происходящем не БАЗОЙ, а КОРЗИНОЙ. Снимет ли эта замена ваш 4-й вопрос? Анатолий Павлович, спасибо за вопросы и внимание к материалу. Без ваших вопросов трудно представлять восприятие материала доклада людьми. Слово изреченное есть ложь. Любой доклад может пасть на "камень при дороге". Благодаря вам, я могу знать, что доклад упал на почву для произрастания.
Сёмик Анатолий Павлович, ИПММС НАНУ, Киев1906

Виталий Анатольевич! И все-таки, я опять вернусь к своим вопросам:

1. «…Функции и Полномочия это синонимы. Хотите знать почему? Постарайтесь не формально сравнить их, а в контексте написанного материала».

Переформулирую Ваш ответ.

Вы высказываете утверждения. А доказательства этих утверждений Вы возлагаете на читателя. Но это нелогично. Поэтому читателю проще утверждать, что высказанные утверждения некорректны.


2. «…При принятии решения по реализации полученного задания неизбежно происходит реализация процедур проектирования и планирования. Человек просто вынужден оценить ресурс, которым  он владеет и придумать регламент его применения для решения поставленной задачи…»

Естественный вопрос, а почему здесь одна позиция Цикла управления с несколькими процедурами, а не несколько позиций, каждая из которых содержит одну процедуру?

 

3. «…Последовательность исполнения процедур важна только для их исполнителя. Персонал в своей  деятельности не сможет реализовать задание, пока не сосредоточит выделенный ресурс в заданном пространстве и не назначит ему необходимый регламент исполнения задачи. …».

Честно говоря, ответ я не понял. Поэтому, дополню свой вопрос таким: как понимать выражение «Управление деятельностью»? Какой деятельностью?

Ведь и проектирование и планирование и мониторинг и … - это все деятельности. И завершается-ли эта деятельность по завершению этой процедуры?

 

4. «… Для программиста важна терминология, чтобы понимать друг друга.  Для конструктора-проектировщика это второстепенно. Давайте назовем то место, куда персонал (приборы) отсылает  свои доклады о происходящем не БАЗОЙ, а КОРЗИНОЙ. Снимет ли эта замена ваш 4-й вопрос?...»

Абсолютно не снимает, а расширяет. Для любого сообщества людей, занятых совместной деятельностью «…важна терминология, чтобы понимать друг друга». Или это не так?

А вопрос остался. Ведь процедуры цикла управления последовательны (предыдущая завершилась – последующая началась)? Если под словом «организация БД» (позиция 8) понимать «создание БД», то возникает вопрос, а куда поступают данные мониторинга (позиция 7)? И а зачем тогда этот БД нужен? Ведь процедура мониторинга завершилась?

 

5. И в заключение. Практически по каждой позиции Цикла управления возникают подобные вопросы. Боюсь, что Ваши ответы опять повлекут встречные вопросы в том же ключе. Поэтому, возможно для лучшего понимания аудиторией понятия Цикла управления целесообразно сделать следующее:

- Определить и зафиксировать контекст понятия Цикла управления. Что есть "Задача" и что есть "Результат" в этом контексте.

- Привести наименования процедур управления к единой грамматической форме. По крайней мере, это избавит от необходимости сравнивать глаголы и существительные.

- Желательно выразить содержание этих процедур в «6 слугах Киплинга».

- Определить уровень рассмотрения, в процедурах управления которого отсутствует рекурсия и уровни для которых эта рекурсия органична. 

- Тогда анализ этих текстов и позволит выделить факторы, обеспечивающие системность понятия Цикла управления.

- При этом, мне кажется, что жесткое следование метафоре 7-ми нот  (нисходящая и восходящая октавы) «выкручивает руки» при выявлении процедур управления. Появляется желание сделать строго в этом количестве, а понятия в соответствующих позициях «симметричными».

Возможно, эта метафора должна применяться как-то по-другому?
Косс Виталий Анатольевич, , Киев1914
Quote

Виталий Анатольевич! И все-таки, я опять вернусь к своим вопросам:

1. «…Функции и Полномочия это синонимы. Хотите знать почему? Постарайтесь не формально сравнить их, а в контексте написанного материала».

Переформулирую Ваш ответ.

Вы высказываете утверждения. А доказательства этих утверждений Вы возлагаете на читателя. Но это нелогично. Поэтому читателю проще утверждать, что высказанные утверждения некорректны.


2. «…При принятии решения по реализации полученного задания неизбежно происходит реализация процедур проектирования и планирования. Человек просто вынужден оценить ресурс, которым  он владеет и придумать регламент его применения для решения поставленной задачи…»

Естественный вопрос, а почему здесь одна позиция Цикла управления с несколькими процедурами, а не несколько позиций, каждая из которых содержит одну процедуру?

 

3. «…Последовательность исполнения процедур важна только для их исполнителя. Персонал в своей  деятельности не сможет реализовать задание, пока не сосредоточит выделенный ресурс в заданном пространстве и не назначит ему необходимый регламент исполнения задачи. …».

Честно говоря, ответ я не понял. Поэтому, дополню свой вопрос таким: как понимать выражение «Управление деятельностью»? Какой деятельностью?

Ведь и проектирование и планирование и мониторинг и … - это все деятельности. И завершается-ли эта деятельность по завершению этой процедуры?

 

4. «… Для программиста важна терминология, чтобы понимать друг друга.  Для конструктора-проектировщика это второстепенно. Давайте назовем то место, куда персонал (приборы) отсылает  свои доклады о происходящем не БАЗОЙ, а КОРЗИНОЙ. Снимет ли эта замена ваш 4-й вопрос?...»

Абсолютно не снимает, а расширяет. Для любого сообщества людей, занятых совместной деятельностью «…важна терминология, чтобы понимать друг друга». Или это не так?

А вопрос остался. Ведь процедуры цикла управления последовательны (предыдущая завершилась – последующая началась)? Если под словом «организация БД» (позиция 8) понимать «создание БД», то возникает вопрос, а куда поступают данные мониторинга (позиция 7)? И а зачем тогда этот БД нужен? Ведь процедура мониторинга завершилась?

 

5. И в заключение. Практически по каждой позиции Цикла управления возникают подобные вопросы. Боюсь, что Ваши ответы опять повлекут встречные вопросы в том же ключе. Поэтому, возможно для лучшего понимания аудиторией понятия Цикла управления целесообразно сделать следующее:

- Определить и зафиксировать контекст понятия Цикла управления. Что есть "Задача" и что есть "Результат" в этом контексте.

- Привести наименования процедур управления к единой грамматической форме. По крайней мере, это избавит от необходимости сравнивать глаголы и существительные.

- Желательно выразить содержание этих процедур в «6 слугах Киплинга».

- Определить уровень рассмотрения, в процедурах управления которого отсутствует рекурсия и уровни для которых эта рекурсия органична. 

- Тогда анализ этих текстов и позволит выделить факторы, обеспечивающие системность понятия Цикла управления.

- При этом, мне кажется, что жесткое следование метафоре 7-ми нот  (нисходящая и восходящая октавы) «выкручивает руки» при выявлении процедур управления. Появляется желание сделать строго в этом количестве, а понятия в соответствующих позициях «симметричными».

Возможно, эта метафора должна применяться как-то по-другому?

Я согласен с вами, Анатолий Павлович. Наш диалог напоминает попытку людей с разным опытом (управленец и программист) и с разными знаниями понять друг друга. У меня есть опыт подобных бесед с командирами и директорами производств. Им не требуется объяснять что значит ЗАДАЧА и что значит РЕЗУЛЬТАТ. Им понятно, что процессы в цикле управления циклические и повторяются в заданном регламенте функционирования. Вам я это смогу пояснить только при условии совместного участия в конкретном процессе управления. Ваши замечания по трактованию слов не разрешимы, до тех пор, пока вы не воспримете систему моих терминов и не перестанете перекладывать мои термины на свой лад, взаимопонимания у нас не возникнет. У меня нет надобности перекладывать мою систему ценностей на ваш язык. Я шел к пониманию того, о чем пишу 40 лет. Предлагаю вместе повторить этот путь еще раз для взаимопонимания.
Сёмик Анатолий Павлович, ИПММС НАНУ, Киев1918

Виталий Анатольевич!

Долго думал, но все-таки решил прокомментировать Ваш ответ.

В процессе дискуссии Вы плавно перешли от обсуждения понятия Цикл управления к обсуждению понятий: опыт и взаимопонимание. Мне кажется это некорректным.

Объем опыта определенным образом может коррелироваться с количеством приводимых примеров, подтверждающих, либо опровергающих какие-то обобщенные утверждения.

Но он, ни коей мере не влияет на ясность и научную корректность выражения этих утверждений.

А теперь перейдем к взаимопониманию.

Чтобы термины/понятия и утверждения, связанные с Циклом управления  были выражены системно, я и обращаю Ваше внимание на некоторый шаблон выражения понятий и утверждений, который единообразно проявляется в различных подходах, связанных с познанием и коммуникацией: модели Захмана (анализ и проектирование систем), Картине мира (психология мышления) и 6 слугах Киплинга (бытовое, утилитарное представление мира), которые помимо привязки предмета рассмотрения к физическим координатам пространства и времени заставляют делать его привязку и к «координатам» активных систем.

Кстати, присланная Вами схема взаимопонимания достаточно упрощена и не дает ответа на вопрос, а как-же оно устанавливается. Более конструктивной здесь является Метамодель (языка) Д. Гриндера и Р. Бендлера из НЛП. «Метамодель — это инструмент вербального сбора информации, который позволяет осознать, как отдельные речевые структуры связаны тремя универсальными механизмами моделирования, и использовать специальные вопросы к конкретным лингвистическим паттернам в речи, чтобы вместо обобщения детализировать, вместо опущения восполнить, вместо искажения вернуться к первоначальной форме и смыслу в опыте человека». Некоторое представление о ней можно получить, например, из «Модель языка или метамодель НЛП» (http://4brain.ru/nlp/model-jazyka.php). Конечно, это не единственный компонент, связанный с взаимопониманием, но достаточно значимый. 

Учитывая все сказанное в процессе нашей дискуссии я продолжаю утверждать, что формализация понятия «Цикл управления» сделана  недостаточно корректно.

И, в заключение, здесь мы не обсуждали и не сравнивали различные «системы ценностей», поскольку они не были даже сформулированы.

Надеюсь, что высказанные замечания помогут Вам в исследованиях активных систем, которые являются актуальными.
Спасибо за внимание.
© ATS Ukraine 2005