Олег Васильевич, в своем докладе Вы последовательно абсолютизируете человека как субъекта, преобразующего объективные знания в информацию. При этом настойчиво отрицаете общепринятые определения информации как фундаментального свойства материи. Не думаете ли Вы, что следующим Вашем шагом должно стать вовлечение в обсуждение роли Творца? Тогда все станет на место ибо Вы таки найдете единственного субъекта, который абсолютно не зависимо от человека и его сознания изначально уже преобразовал знания в информацию. И эта первоначальная информация и есть фундаментальное свойство всего сущего. :)
Олег Васильевич, в своем докладе Вы последовательно абсолютизируете человека как субъекта, преобразующего объективные знания в информацию. При этом настойчиво отрицаете общепринятые определения информации как фундаментального свойства материи. Не думаете ли Вы, что следующим Вашем шагом должно стать вовлечение в обсуждение роли Творца? Тогда все станет на место ибо Вы таки найдете единственного субъекта, который абсолютно не зависимо от человека и его сознания изначально уже преобразовал знания в информацию. И эта первоначальная информация и есть фундаментальное свойство всего сущего. :)
Спасибо за интересный
вопрос. Отвечаю:
1. Я ввожу «субъекта»
как обобщение. В качестве субъекта может выступать любое живое существо,
контактирующее с себе подобными и, иногда, с не подобными себе.
2. Человек – в некотором
смысле вершина видимого нами и признаваемого наукой живого мира. Не исключаю,
что есть субъекты и «покруче».
3. «Общепринятых»
определений информации как «фундаментального свойства материи», строго говоря,
нет. Это в некотором смысле обобщение – ну, Вы знаете. В докладе я, как мог,
постарался сказать о том, что есть тенденция увидеть в информации «последнюю
физическую реальность», подменить законы физики туманными рассуждениями о
какой-то информации, которая движет миром. Это – плохая, не конструктивная
тенденция. Думаю, правильно, если физика решает свои проблемы без информатики.
Напоминаю, физика в поисках меры неопределённости нашла энтропию. Прекрасно!
Есть всего два слова – для явления «неопределённость», для меры – «энтропия».
Зачем ещё одно слово – информация? Ну, тут я уже повторяю свой доклад.
Простите.
4. Процесса Творения, по
сути, я уже коснулся (см. раздел 13 доклада). Но это своего рода «провокация»,
цель которой чётче оттенить основной message доклада. Здесь есть несколько умозрительных
возможностей:
1) Мир возникает и
развивается самопроизвольно по законам, которые нам до конца не ведомы. Но мы
видим, что он порождает субъектов, наделённых знанием, дающим им возможность
играть активную роль в процессе развития Мира. А субъекты, располагая теми или
иными органами и испытывая потребность в коммуникации, вольно или невольно
формируют языки общения и активно пользуются ими, порождая информацию.
2) Мир возникает по
инициативе некого Творца, и развивается под его руководством. Т.е., мы вводим в
рассмотрение «сверх-субъекта». Согласно моей «теории», он, по определению,
обладает знанием. Может активно влиять на Мир в целом и его составляющие
(вопрос – а на себя?). В частности, по схеме «захотел - сделал».
И вот тут самое
интересное – напоминаю, что в общем случае не считаю процесс мышления
процессом обработки информации. Честно признаюсь, не представляю, как
работает. И не верю, что кто-то представляет себе это адекватно. Вот ребёнок –
захотел сделать «пасочку» и сделал. Почему захотел, откуда взялся образ
«пасочки» не ведомо… Зачем сделал, не знает. Никакой информации на входе не
имел, никакую информацию не перерабатывал, никакой новой информации не создал.
Так и Творец – захотел, и сделал.
3) Творец знает хотя бы
один язык (интересно, какой?) и мыслит «на языке». К примеру, так прямо и
мыслит по-русски: «Хочу сотворить Мир». И сотворяет. И т.д., по-русски J
4) Творец не один. Их
несколько. И они вынуждены сначала сотворить общий язык для коммуникации, чтобы
затем пользоваться им. Понятно, что язык – вещь произвольная, «продукт
непротивления сторон».
Из этих умозрительных
возможностей только первая и последняя ведут к информации как
субъективно-коммуникативному феномену.
Занимаясь подобными исследованиями, мне недавно довелось побывать на презентации творчества Рильке. В ходе презентации воспроизвели 12-15 цитат его стихов. Я пытался осознавать этот процесс с позиции формирования и передачи информации. И, внезапно, обнаружил, что в цитатах создаются великолепные образы и описания без употребления прилагательных, характеризующих личное отношение Рильке к тому, что описывает. Этот факт помогает приемнику информации воспринимать ее как свою, а не как навязанную кем-то. Может быть подобные факты передачи-восприятия информации можно положить в основу характеристики ее "объективности-субъективности"?
Спасибо за заданный вопрос. Извините за задержку с ответом –
исключительно по техническим причинам ))
В своём докладе я обращаю внимание читателя на то, что т.н.
«субъект» - будь то человек, животное - сложнейшая система. Целый мир.
Выведение фрагментов этого мира «наружу», т.е., вынесение на информационный
уровень, происходит в зависимости от того, что выносится и куда/кому
адресуется. Например, если это музыкальный образ, то возможны варианты:
образ воспроизводится непосредственно (напел, спел,
просвистел, сыграл), чтобы быть воспринятым слушателями;
образ воспроизводится непосредственно и записывается
средствами звукозаписи;
образ записывается по правилам нотной записи на бумагу или в
компьютер.
Так же и поэтические произведения (образы). Стихотворение
можно прочитать вслух (звуковая информация), и далеко не всё равно, кто и как
это сделает. А можно и записать его на бумагу (в компьютер). Совершенно
очевидно, что одна и та же информация (поэтическое произведение) в общем случае
разными субъектами воспринимается по-разному.
1. Могут ли быть причислены к субъектам информационного обмена человекообразные роботы? 2. Если информация исключительно сознательный феномен, то как быть в том случае, если сообщение передается субъектом, обладающим сознанием, но под влиянием рефлекса, то есть неосознанно? Является ли такое сообщение информацией? Например, сообщение о том, что субъект голоден. Такое сообщение полностью аналогично сообщению устройства, что ему требуется зарядка. С уважением В.Калмыков
1. Могут ли быть причислены к субъектам информационного обмена человекообразные роботы? 2. Если информация исключительно сознательный феномен, то как быть в том случае, если сообщение передается субъектом, обладающим сознанием, но под влиянием рефлекса, то есть неосознанно? Является ли такое сообщение информацией? Например, сообщение о том, что субъект голоден. Такое сообщение полностью аналогично сообщению устройства, что ему требуется зарядка. С уважением В.Калмыков
Спасибо за вопрос.
1. Давайте различать «субъектов» и «субъектов» J
Я использую этот термин для обозначения живого существа –
носителя знания. При этом констатирую факт: природа этого знания нам не ведома.
Не уверен даже, что мы когда-нибудь эту природу до конца постигнем. Утверждения
о том, что она информационная, и любое живое существо, в т.ч. человек, всего
лишь биологический компьютер, считаю не обоснованными, а потому - некорректными.
Мой доклад о том, как это знание «выносится» на
информационный уровень. Человекообразный робот – это всего лишь модель и
носитель информации. Разумеется, он может встраиваться в цепочки
информационного обмена, выполняя роль субъекта-генератора и/или субъекта-приёмника
информации. Но субъектом-носителем знания он является только с принципиальным
уточнением – знания, представленного информационно, вложенного в него извне.
2. В докладе я, как мне кажется, сделал это уточнение.
Субъект может порождать информацию произвольно (осознанно, целенаправленно) и непроизвольно
(неосознанно). Но даже неосознанные действия субъекта не могут быть какими
угодно – соблюдаются правила определённого языка, поддержанного определёнными
технологиями, сообщения имеют значения, распознаваемые приёмниками информации в
силу установленных соглашений. Не знаю, как невербально выразить чувство голода,
но мог бы привести массу примеров выразительных гримас, жестов, поз, звуков…