English version
Логин:
Пароль:
Системы поддержки принятия решений. Теория и практика (СППР 2015)

Всего 4 сообщения.
Участник
конференции:
Сёмик Анатолий Павлович, e-mail:asyomik[at]i.ua
Авторы: А.П. Сёмик
Название
доклада:
Р. КИПЛИНГ КАК ПЕРВЫЙ СИСТЕМНЫЙ IT-АРХИТЕКТОР

Косс Виталий Анатольевич, , Киев1773
Анатолий Павлоич, внимательно прочел ваш доклад. Рад за Киплинга, он задал шесть вопросов и стал ИТ-архитектором. У меня возникили первые три вопроса по поводу вывода сделанного в докладе: 1. Как же все-таки выявить личные особенностей мышления для практического проектирования СППР? 2. Какие конкретно метапрограммы необходимы в СППР  и как ими управлять? 3. Исследователю чего? или кого? необходимо строить метапрограммы более высоких уровней? 
Сёмик Анатолий Павлович, ИПММС НАНУ, Киев1788
Quote
Анатолий Павлоич, внимательно прочел ваш доклад. Рад за Киплинга, он задал шесть вопросов и стал ИТ-архитектором. У меня возникили первые три вопроса по поводу вывода сделанного в докладе: 1. Как же все-таки выявить личные особенностей мышления для практического проектирования СППР? 2. Какие конкретно метапрограммы необходимы в СППР  и как ими управлять? 3. Исследователю чего? или кого? необходимо строить метапрограммы более высоких уровней? 
Добрый вечер, Виталий Анатольевич!

По поводу "Рад за Киплинга, он задал шесть вопросов и стал ИТ-архитектором". Это несколько не так. Он, возможно, первым сформулировал утверждение, что для формирования целостной "карты мира" в своем уме необходимо использовать шесть слуг (метапрограмм в терминологии НЛП) относительно текущего предмета рассмотрения. А Захман сказал, что при анализе и проектировании систем, - проект системы должен выражаться взаимосвязанными ответами на эти вопросы на каждом уровне рассмотрения.

1. Практическое проектирование СППР производит коллектив с расписанными функциональными ролями. Для эффективного выполнения конкретной роли претендент/исполнитель должен обладать необходимыми особенностями мышления.
Теперь о том, как выявлять имеющийся набор способностей или, можно сказать, психологический профиль. Обычно это делается экспертом из анализа речи или текстов, желательно в личной беседе.
А если Вы говорите о саморазвитии/самопознании, то можно учиться, есть методики.
Хотя, каждый может наблюдать, как работает его рука, но не каждый может наблюдать как работает его ум.

2. Метапрограммы в уме человека, а не в СППР. Поэтому, даже не знаю как ответить на вопрос в такой формулировке.

3. Исследователю деятельности.
И один из вариантов ответа может быть такой. В НЛП есть техника "Стратегия творчества У. Диснея" Роберта Дилтса. Появилась она в результате бесед и наблюдений за деятельностью Диснея. И она пользуется успехом в бизнес среде. И она не сводится к простому набору метапрограмм.
Косс Виталий Анатольевич, , Киев1808
Анатолий Павлович, а почему американцы в НАСА для проектирования используют технологию SADT и IDEF, а вы предлагаете НЛП? По их технологии летают космические корабли, а за НЛП я таких достижений не встречал? 
И еще один вопрос. Что по-вашему будет более эффективным: реализовать в СППР для поддержки мышления и согласования действий  должностных лиц объекта управления процедуры технологии  SADT (IDEF 0) или заложить в СППР процедуры мышления человека по НЛП? Кстати, приведите пример описания такой процедуры и пример согласования мышления разных должностных лиц одного объекта путем применения процедур НЛП?.
Сёмик Анатолий Павлович, ИПММС НАНУ, Киев1863
Quote
Анатолий Павлович, а почему американцы в НАСА для проектирования используют технологию SADT и IDEF, а вы предлагаете НЛП? По их технологии летают космические корабли, а за НЛП я таких достижений не встречал? 
И еще один вопрос. Что по-вашему будет более эффективным: реализовать в СППР для поддержки мышления и согласования действий  должностных лиц объекта управления процедуры технологии  SADT (IDEF 0) или заложить в СППР процедуры мышления человека по НЛП? Кстати, приведите пример описания такой процедуры и пример согласования мышления разных должностных лиц одного объекта путем применения процедур НЛП?.

Прошу извинить за долгое отсутствие на конференции, но обстоятельства так сложились…

 

1.1. Что сегодня используют в НАСА для проектирования космической техники я не знаю, да и многие не знают, информация не для печати. Поэтому с первой частью вопроса «а почему американцы в НАСА для проектирования используют технологию SADT и IDEF,» мне согласиться сложно.

 

Это с одной стороны. А с другой стороны, SADT и IDEF для меня не иконы, с которыми надо связывать ВСЕ.

Методологии как нисходящего и восходящего проектирования, а также проектирования по аналогии были еще за царя Гороха. Только называлось все это по-разному.

И это следует из особенности мышления человека. Существует «магическое число Миллера 7 +/- 2», которое говорит о количестве понятий, которое может совместно находиться в фокусе внимания для любого процесса сознательного восприятия и мышления.

 

Поэтому ум и вынужден «скакать вверх, вниз или в сторону - J», меняя фокус восприятия. А вот насколько системно это делается конкретным человеком в различных ситуациях – это вопрос. Собственно это и есть проявление метапрограмм «Способ мышления» и «Размер информационного блока».

 

И тем, не менее люди фиксировали правильные стратегии и вырабатывали различные графические нотации. И строили сложные машины и системы. Да и спутник первым запустило не НАСА. Правда не знаю, как эти королёвские ребята обходились без SADT и IDEF.   

  

Однако, SADT и IDEF – это веха в развитии методологии проектирования. И она прежде всего связана с регламентацией, стандартизацией и представлением технологии как товара. Ну а здесь американцы впереди планеты всей. И это объективно. И легко объясняется с позиции истории развития экономических отношений в США.

 

А методология и технология проектирования постоянно развиваются. И сколько уже есть программных продуктов и стандартов в этой области мало кто знает.

 

1.2. Теперь вторая часть вопроса – «а вы предлагаете НЛП?».  

 

Я не предлагаю НЛП вместо чего-то, я говорю о дополнении к чему-то. В пункте 1 ответа на предыдущий вопрос я уже об этом говорил, правда, в контексте СППР.

В более широком смысле, мне кажется необходимым вводить в научный оборот исследований, связанных с автоматизацией деятельности человека, результаты и положения НЛП, как практического и, во многом прагматического, раздела психологии.

 

Замечу, что объектом проектирования являются человеко-машинные (активные) системы, субъектом проектирования является человек, одним из инструментов проектирования является ум человека, а движущей силой – его потребности.

Ну и как тут не обойтись без понимания как работает ум человека?

 

1.3. И наконец, последняя часть первого вопроса «По их технологии летают космические корабли, а за НЛП я таких достижений не встречал?».

 

Мне сложно судить, что лучше красное или квадратное. Хотя примеры (что на слуху у всех) все-таки есть (хоть и не все они НЛП в чистом виде, но достаточно близко), например, мозговой штурм, управление массовым сознанием, психологические войны и т.д. И многие из них достаточно катастрофичны. И я не знаю что сложнее, космические корабли запускать или жить в мире. 

 

2.1. «Что по-вашему будет более эффективным:

реализовать в СППР для поддержки мышления и согласования действий должностных лиц объекта управления процедуры технологии  SADT (IDEF 0) или

заложить в СППР процедуры мышления человека по НЛП?»

 

Честно говоря, не понимаю. Вроде всё по-русски, но смысл ускользает.

 

Виталий Анатольевич, а не могли бы Вы дать пример поддержки мышления и согласования действий должностных лиц объекта управления с помощью процедур технологии  SADT (IDEF 0)?

 

Мне стал бы более понятен вопрос и я, пожалуй, смог бы Вам ответить.

 

2.2. «Кстати, приведите пример описания такой процедуры и пример согласования мышления разных должностных лиц одного объекта путем применения процедур НЛП?»

 

Пример я оставляю на потом, когда будет уточнен предыдущий вопрос и приведен соответствующий пример.

 

Но, тем не менее, даю другой пример. Возможно, он что-то прояснит.

 

Поскольку У. Дисней уже упоминался в тексте дискуссии, то я приведу полностью описание этой техники, согласно «Плигин А., Герасимов А., Руководство к курсу НЛП практик».

 

Замечание. Базовым понятием языка программирования является команда/операция. И это позволяет говорить о последовательности команд, программе и т.д. Однако этим не исчерпывается система понятий языка, тем более системы программирования.

Так и в НЛП, понятие «метапрограмма» не является единственным базовым понятием. 

 

 

ТЕХНИКА «СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСТВА УОЛТА ДИСНЕЯ»

 

Роберт Дилтс выявил и описал модель одной из стратегий, используемых Уолтом Диснеем, беспредельно талантливым и успешным человеком, чье творчество до сих пор восхищает

своими масштабами и изяществом и приносит удовольствие миллионам детей и взрослых во всем мире.

Ценность данной модели в том, что она описывает общую креативную стратегию, которая может быть применена для решения любой задачи в различных областях человеческой деятельности.

У Диснея было богатое воображение, он позволял себе мечтать о таких «нереальных» проектах, о которых никто даже подумать не мог.

Мечта – первый шаг на пути к достижению любого результата. К сожалению, многие люди, выходя из детского возраста, оставляют там гениальную способность – мечтать о чем-то очень интересном. А если человек запрещает себе мечтать «на полную катушку», с трудом представляет, чего самого лучшего он хочет достичь, то как же он сможет достичь того, о чем имеет туманное и размытое представление?

Есть люди, которые много мечтают, но многие их мечты так и остаются сладкими грезами и не находят своего воплощения в реальности, потому что эти люди не знают, каким образом можно реализовать свои мечты. Бывают и такие, кто только начав и еще не успев полностью насладиться мечтой, тут же разносят ее в пух и прах, опасаясь трудностей, которые могут им встретиться на пути.

Конечно, названные выше типы людей – результат больших обобщений, но, наверное,

каждый из нас время от времени склонен принимать какую либо из подобных точек зрения.

 

Сам Уолт Дисней работал с мечтой примерно так: сначала он создавал ее или полное видение всего фильма от начала до конца. Он входил в ощущения и переживания каждого персонажа фильма, представляя, как именно этому герою видится данная история.

Затем Уолт Дисней подходил к своему плану как реалист. Он взвешивал финансы, время, ресурсы и собирал всю нужную информацию для того, чтобы убедиться, что фильм можно сделать удачно, что мечта может стать реальностью.

После того как он выстраивал весь проект создания фильма, он смотрел на него с другой стороны – с точки зрения критически настроенного зрителя. Он задавал себе вопрос: «Было ли все увиденное интересным? Было ли оно развлекательным? Не было ли чего то лишнего, несмотря на всю мою привязанность к этому?»

 

Дисней выделял три различных процесса размышления над мечтой, попеременно вставая на позиции Мечтателя, Реалиста и Критика. Те, кто работал с ним, знали об этих 3 позициях, но никогда не знали, какую из них он примет во время обсуждения. Возможно, он всегда умело балансировал, вставая на ту позицию, которая в данный момент была нужна больше всего.

 

Основную цель техники «Стратегия творчества Уолта Диснея» можно выразить следующими словами: организовать процесс мышления человека при планировании таким образом, чтобы помочь ему использовать уже имеющиеся у него творческие способности в нужное время и в нужном месте. Поэтому первое, что важно при этом сделать, — выделить позиции Мечтателя, Реалиста и Критика, которые у человека обычно смешаны. А затем позволить поочередно каждой роли в полной мере реализовать свои возможности, в то время как две другие будут терпеливо ждать своей очереди.

Одна из значимых пресуппозиций в технике «Стратегия творчества Уолта Диснея» состоит в том, что Мечтатель, Реалист и Критик составляют единую команду, объединенную целью создания самого лучшего проекта решения поставленной задачи.

 

Каждая позиция в технике «Стратегия творчества Уолта Диснея» имеет свой набор характеристик. Так, Мечтатель превосходно использует визуальную модальность, что позволяет создать яркое и детальное видение мечты и иметь доступ ко многим ее аспектам одновременно. Также для Мечтателя характерно думать категориями будущего времени и фокусироваться на поиске нового и нестандартного.

Реалист делает упор на кинестетическую модальность, что помогает ему прочувствовать реальность воплощения мечты и представить процесс ее реализации в форме конкретных действий и шагов. Реалист существует в настоящем времени и ценит процесс.

Критик размышляет логично и последовательно, задавая себе самые разные вопросы о сложностях и противоречиях, с которыми можно столкнуться при реализации мечты. Для этого он использует внутренний диалог и апеллирует к прошлому времени, анализируя старые ошибки.

Как можно видеть из представленного выше описания, позиции Мечтателя, Реалиста, критика являются отдельными микростратегиями, а всю технику «Стратегия творчества

Уолта Диснея» можно рассматривать как макростратегию творчества.

 

Шаги техники «Стратегия творчества Уолта Диснея»

(разновидность позиционной техники).

 

1. Подготовьте четыре места в пространстве.

 

 

2. Войдите в позицию Мечтателя.

Мечтатель — человек, создающий «воздушные замки». Все, что он умеет делать -  это «гениально мечтать», отрываясь от современной реальности и полностью направляя все свои творческие способности на создание самой совершенной и единственной в своем роде мечты. Вообразите самую привлекательную, шикарную возможность реализации вашей мечты. Представьте самый лучший образ: себя, реализующим эту мечту. Вы достигнете больших результатов, если увидите все это как цветной и яркий фильм. После того как видение вашей мечты будет полностью сформировано, переходите к следующему этапу.

 

3. Войдите в позицию Наблюдателя.

Наблюдатель — лицо нейтральное. Его цель — наладить эффективную работу всех трех позиций и осуществлять своевременную связь между ними. С позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Мечтателя. Если нужно, вы можете дать Мечтателю рекомендации по улучшению его работы в будущем. Затем мысленно передайте созданную Мечтателем репрезентацию мечты Реалисту.

 

4. Войдите в позицию Реалиста.

Реалист — человек дела. Он получает удовольствие от процесса реализации доверенного ему проекта. Его мало интересует, что было вчера и что будет завтра, зато он точно знает, что можно и нужно делать прямо сейчас. В работе ему помогает его чувство реальности, благодаря которому он всегда может выбрать из многообразия предложений только те,

которые можно реализовать в данной ситуации. Рассмотрите проект реализации мечты, предложенный Мечтателем, и выберите из него только те пункты, за воплощение которых вы точно можете поручиться. Для осуществления этой задачи вы можете ассоциироваться с процессом реализации мечты и представить, как вы воплощаете ее в жизнь. Серией каких реальных действий может быть выражена эта мечта?

 

5. Войдите в позицию Наблюдателя.

С позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Реалиста и, если нужно, дополните ее. Затем передайте информацию о том, что из мечты выбрал Реалист как готовое к реализации и передал на доработку Критику.

 

6. Войдите в позицию Критика.

Данный Критик очень необычен: он изначально настроен позитивно к мечте и ее реализации. Своей задачей он считает, основываясь на богатом прошлом опыте, предупредить возможные трудности и ошибки еще до того, как проект начал реализовываться. Критик

умеет находить такие вопросы, о которых не думал ни Мечтатель, ни Реалист. Он по пальцам может пересчитать подводные камни на пути реализации мечты и заранее указать те места, где нужно «подстелить соломки», чтобы все прошло гладко. Таким образом, его задача — формулировать вопросы и задания для Мечтателя. Разобравшись с информацией, полученной от Реалиста, подумайте о возможных трудностях в осуществлении данного проекта. Просчитайте возможные негативные последствия его воплощения. Укажите

в позитивной форме те места, которые еще надо доработать, прежде чем претворять в жизнь задуманное.

 

7. Войдите в позицию Наблюдателя.

С позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Критика и, если нужно, дополните ее. Затем передайте информацию о том, что из мечты выбрал Реалист, и какие вопросы предложил Критик на доработку Мечтателю.

 

8. Вернитесь в позицию Мечтателя.

Проанализируйте информацию, полученную от двух других позиций, и на ее основе создайте дополненный обновленный образ мечты. Может быть, мечта и перестала быть глобальной, но зато она стала более четко и ярко прорисовываться, приобретая реальные очертания. Используя свои колоссальные творческие способности, нарисуйте самый лучший образ, используя тот материал, который у вас теперь есть.

 

9. Войдите поочередно в позиции Реалиста и Критика (через позицию Наблюдателя)

для обработки дополнительной информации о преобразованной мечте, полученной от Мечтателя.

 

10. Переход от одной позиции к другой согласно шагам №2–7 совершается до тех пор,

пока полученным проектом реализации мечты не будут удовлетворены все участники его разработки.

 

11. Интеграция позиций.

 

 

12. Когда проект воплощения мечты в жизнь будет полностью доработан, войдите еще раз в каждую из 3 позиций, минуя позицию Наблюдателя, обратите внимание на характерные для каждой позиции состояния и способы работы с мечтой и объедините их в себе.

 

13. Подстройка к будущему.

Теперь, когда вы имеете полное представление о том, что и как следует делать, чтобы получить плоды от реализации вашей «бывшей» мечты, с каких самых первых конкретных шагов вы начнете действовать, чтобы задуманное начало материализовываться?

 

14. Конец

 

Ну, вот как-то такими вышли мои ответы на вопросы.

© ATS Ukraine 2005