|
|
|
Decision Support Systems. Theory and Practice (DSS’2006) |
All 6 messages.
|
Participator of the conference: |
Косс Виталий Анатольевич, e-mail:v_koss[at]immsp.kiev.ua |
Authors: |
В.А. Косс |
Title of report: |
КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕДУРАХ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ТЕХНОЛОГИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОГНИТИВНОЙ ГРАФИКИ |
| | | |
Виталий, Киев ИПММС | 156 |
| Уважаемый Виталий Анатольевич! В своем докладе Вы ссылаетесь на некий принцип подобия естественных и искусственных сложных систем. Поясните коротко, в чем он состоит и в каких случаях действует? Когад системы подобны, а когда нет? Как это определить и какова при этом будет мера этого подобия? |
| | |
|
Косс Виталий, ИПММС НАН Украины, Киев, Украина | 157 |
Уважаемый Виталий! Если прямо сейчас выглянуть в окно и внимательно присмотрелься к миру, то в нем не окажется никаких систем ни простых ни сложных. Все классификации и деление мира на системы придумывают ученые с единственной целью - для удобства изучения и исследования. Принципы исследования, в т.ч. и принцип подобия, тоже придумали ученые с целью удобства исследования. Это здорово выручает. Например, чтобы исследовать фонарный столб можно залезть на каждый и описать каждый, а можно залезть на первый попавшийся, а остальные "для удобства" принять подобными первому. В каких-то частностях будет ошибка, но в общесистемном плане можно строить научные выводы. Меру подобия устанавливает исследователь в зависисмости от классификации систем в принятой области исследований. Если предположение подобия систем можно проверить практически, то рождаются теории. Если подобие проверить пока невозможно, рождаются гипотезы. В моем материале я сравнивал последовательность процедур технологий проектирования систем (в совокупности с последовательностью процедур технологий управления системами) с мышлением конкретного должностного лица, функционирующего в системе. Мое предположение подобия заключается в том, что человек, создавая технологии проектирования и управления в помощь своему внутреннему процессу мышления (принятия должностных решений), неосознанно проецирует в них свою потребность в трансформации доступной (потребной) информации для принятия нешений. Дальнейшие многолетние наблюдения убедили меня в правильности начального предположения подобия. Сейчас я поделился с вами своими наблюдениями. Если вам удасться потратить примерно столько же лет на наблюдения за принятием собственных решений в разных ситуациях жизни, то возможно наши выводы совпадут. |
|
|
| | | |
Мария Рагульская, ИЗМИРАН | 202 |
| Уважаемый Виталий Анатольевич! Спасибо за интересный доклад! Однако при взгляде со стороны настораживает одинаковое количество этапов (а именно - 6), встречающееся во всех трех рисунках применительно к разным задачам и выводам. Скажите,пожалуйста, изложенное Вами в докладе есть отражение более общей теории, для которой количество промежуточных этапов принципиально? |
| | |
|
Косс Виталий, ИПММС НАН Украины, Киев, Украина | 203 |
Уважаемая Мария Валерьевна! Коротко на ваш вопрос можно ответить - ДА! Основной и вспомогательные циклы, представленные в докладе, формируются по одинаковому принципу, поэтому структурно совпадают по числу позиций. Если исследовать их внимательно, то можно выявить и более общие закономерности, которые отражают сходные по позициям процедуры основного и вспомогательных циклов. Рамки доклада конференции не позволили детализировать информацию. Я готовлю к публикации материал, который описывает на более общем уровне принципы формирования процедур цикла мышления. Между процедурами внутри основного и вспомогательных циклов возможны не только последовательные переходы, но и 22 пары других взаимных переходов. Их интерпретация зависит во многом от характера деятельности человека в каждый конкретный момент времени. Описание взаимных переходов и их условий есть предмет моего исследования в настоящее время, поэтому я еще не готов детально его обсуждать. Для примера могу показать, что если человек получает задание, которое не совместимо с его принципами морали, то его цикл мышления сократится по числу процедур и сразу перейдет к процедурам коррекции морали или коррекции исходного задания (цели действий) и, скорее всего, остановится в форме отказа от выполнения задания. Если смотреть на цикл мышления с позиции каждой его конкретной реализации в конкретной обстановке, то процедур будет не обязательно столько, сколько указано на рисунке. Смысл рисунка в том, чтобы показать все возможные процедуры в полном цикле мышления. Процедур не может быть больше, чем указано на рисунке по смысловой нагрузке, но может быть и больше и меньше с учетом возможного "зацикливания" процесса мышления в так называемые периоды "сомнений", когда человек не может сформулировать свое отношение к ситуации и ищет дополнительную информационную поддержку, возвращаясь к предшествующим процедурам или перескакивая к процедурам анализа дополнительной инфоримации. Самый короткий цикл принятия решений человеком в экстремальной ситуации опасности для жизни: СТИМУЛ(ЦЕЛЬ)-РЕАКЦИЯ(РЕШЕНИЕ "БЕГИ" или "БЕЙ")-ДЕЙСТВИЕ(СИГНАЛ ОПАСНОСТИ,КОМАНДА,КЛИЧ).Если достаточно настойчиво "поиграться" интерпретациями процедур цикла мышления применительно к конкретным своим жизненным или профессиональным ситуациям от процесса задумки действия до его реализации и анализа последствий, то их внутрення суть раскрывается гораздо объемнее. |
|
|
| | | |
Мария Рагульская, ИЗМИРАН | 206 |
| Уважаемый Виталий Анатольевич! Спасибо за великолепный ответ, будем с нетерпением ждать Ваших дальнейших работ. Хотелось бы отметить,что психологам действительно известны по крайней мере 4 типа принятия решений. Это - Аналитический, рассмотренный Вами. - Кризисный (он упомянут в докладе, но не подчеркнуто то,на что Вы обратили внимание сейчас в ответе - в кризисной ситуации количество промежуточных процедур существенно сокращается,т.к. оптимизация параметров ведется только по одному направлению "жизнь или смерть", и в этот момент неважно,чем потом придется расплачиватся за возможность выжить). - Интуитивный. - "Наведенный", наиболее часто втречающийся у остро влюбленных и религиозных фанатиков, когда одна доминантная цель поглощает все остальные. |
| | |
|
Косс Виталий, ИПММС НАН Украины, Киев, Украина | 207 |
Спасибо Мария Валерьевна! Рад, что вы удовлетворены моим ответом. Вторая позиция основного цикла мышления интерпретируется как - проверка исходного стимула в поле ограничений, исповедываемых человеком. Ваша попытка применить постулаты современной психологии в качестве критерия проверки моего ответа на истинность есть тому практическое подтверждение. Хотя могу вас уверить, что мне, к великому моему удовлетворению, удалось избежать серьезной системной ошибки в исследовании естественного и искусственного интеллекта. Опасность кроется в использовании знаний современной физиологии и современной психологии в качестве критериев истинности решений в области кибернетики. Проблема в том, что психология и физиология строят свои системы классификаций в основном на основе анализа поведенческих реакций человека, т.е. рассматривает человека не с позиции целевой функции и вне его природной функциональности. Это приводит к потере позиции системного подхода. На каждую вновь найденную поведенческую реакцию требуется вносить добавления в исходный классификатор. На этом ошибочном принципе строится государственная система классификации чрезвычайных ситуаций в Украине. Классификатор постоянно перерабатывается и дополняется после очередной чрезвычайной ситуации, которой не нашлось места в классификаторе. Более прочную системную основу человека с позиции его функциональности дает классификация Родни Коллина (Теория небесных влияний) и Сюзан Заннос (Человеческие типы). |
|
|
|
| | |
|
| |
© ATS Ukraine 2005
| | |
|
|